В XX столетии развитие землеройной техники пошло в буквальном смысле семимильными шагами. Помимо гусеничных и колёсных были изобретены многотонные шагающие экскаваторы, имеющие поочерёдно перемещающиеся опоры. Одновременно появились и крошечные мини-экскаваторы, способные работать на пятачке в пару квадратных метров.
Существует несколько типов классификации землеройных машин:
Классификация Экскаваторов
- по функционалу – универсальные, экскаваторы-погрузчики, карьерные, специальные (железнодорожные, портовые, подземные, подводные и даже экскаваторы-спасатели, которые используются при ликвидации последствий стихийных бедствий);
- по типу ходовой части – навесные, установленные на гусеничное или колёсное шасси, рельсовые, пневмоколёсные, шагающие, катковые, плавучие и даже лыжные;
- по типу привода рабочего органа – механический, гидравлический, дизель-электрический и чисто электрический – с питанием от линий электропередач высокого напряжения. Ведущие производители спецтехники используют технологию гибридного питания (dual power) карьерных экскаваторов, когда они могут работать и от дизельной силовой установки, и от ЛЭП;
- по типу рабочего цикла. У классических одноковшовых экскаваторов работа циклическая, у многоковшовых – непрерывная.
Одноковшовые экскаваторы составляют подавляющее большинство мобильных землеройных машин, которые работают на открытом грунте. Их, в свою очередь, также можно поделить на несколько групп:
- По типоразмера – нулевая особо лёгкая, с массой менее 3 тонн, мощностью до 40 л.с. и объёмом ковша до 0,1 кубометра, лёгкая (4 – 9 т., 30 – 60 л.с., 0.15 – 1 куб.м.), средняя (10 – 30 т., 50 – 130 л.с., 0. – 1.6 куб.м.), тяжёлая (30 – 60 т., 100 – 350 л.с., 1,2 – 4 куб.м.), особо тяжёлая (80 – 160 т., 300 – 800 л.с., 2,5 – 10 куб.м.). Каждая группа делится на две подгруппы – то есть всего их получается 8. Машины тяжелее 8-й группы проектируются по индивидуальным техническим условиям и считаются сверхтяжёлыми.
- По виду несущей конструкции. Это может быть качающаяся мачта, телескопическая, ломающаяся или шарнирная стрела. Именно последний вариант использовал создатель прототипа современного экскаватора Джеймс Отис.
- По типу рабочего органа (ковша). Он может быть стандартным, иметь откидывающееся днище, представлять собой прямую или обратную лопату, грейпфер или перегрузочный короб. Ковши-лопаты и грейпферы загребают грунт фронтально, короб зачерпывает его сбоку.
Для управления экскаватором необходимо сдать экзамен и получить специальное удостоверение. Оно не требуется для управления мини-экскаваторами с объёмом двигателя менее 50 куб.см.
Тренд сегодняшнего дня – аренда экскаваторов и другой строительной и дорожной техники в специализированных организациях.
Дата публикации: 16.12.2015